Кораллы и паломники
asimsky

Ехать в Шарм-эль-Шейх решили неожиданно: у меня осталась неделя отпуска, у Филиппа были осенние школьные каникулы – одна неделя (29.10 - 03.11). На Интернете удалось найти путевку как раз на эту неделю.  Вечерний чартерный рейс перенес нас из  дождливой и холодной бельгийской осени в теплую субтропическую ночь. Шарм-эль-Шейх – это берег Красного моря на юго-западной оконечности полуострова Синай. Пансионаты похожи друг на друга и представляют собой раскидистые выходящие на пляж поселения с разноэтажными корпусами, окруженные забором и соединенные с окружающим миром охраняемым въездом со шлагбаумом. Вообще шлагбаум – важный  элемент синайского дорожного ландшафта: блокпосты на въездах во все города и поселки, иногда просто на дороге; блокпосты полицейских, военных и даже сил ООН. Обычно машина замедляет ход и в неё заглядывают, в то время как невдалеке из укрытия торчит дуло автомата. Врагов правда не видно, но говорят, что «бедуины пошаливают».  В Египте вообще три нации: египтяне  (смесь коптов, христианизированных древних египтян, с арабами), бедуины и нубийцы (полу-негры). Каждая из трех групп говорит на своем диалекте арабского. Синайские бедуины занимают в обществе место, похожее на европейских цыган. Они ценят свободу, не хотят нигде «прописываться» и ведут полу-кочевой образ жизни. Живут туристами и, как говорят,  торговлей наркотиками. У бедуинов темная кожа, чалма и независимый вид. У детей вид дикаренышей и они классно ездят на верблюдах. Взрослые, кому удалось, пересели на внедорожники.

Read more...Collapse )


Алекс и его аппендикс
asimsky

Живот у него заболел прямо перед экзаменами – видимо переел от стресса; для ребенка 13 лет полноценная экзаменационная сессия представляет собой нешуточное испытание. Так что вместо первого экзамена с утра в понедельник 10.12 пошли к домашнему доктору и потом – сразу в больницу. В больнице, как всегда, продержали часа три в отделении скорой помощи, которое исполняет роль приемного покоя для внеплановых больных (плановые отправляются с регистрации прямо на свою койку). На ультразвуке был хорошо виден бананообразный темный аппендикс, прямо как на иллюстрации в википедии, даже еще четче. Палату я выбрал самую дешевую, на 4-х человек, но в детском отделении были только двухместные. Вообще, почему «палата»? Русский язык похоже единственный в мире, в котором больничные помещения именуют старинными названиями, которые придают всему заведению известную торжественность: «покой», «палата». В этом видимо находит выражение наше национальное отношение к медицине, которое я пока не умею сформулировать. Два дня мы в ней были в одиночестве, вечером третьего дня появился младенец у которого развязался пупок (не надо смеяться). Пупок быстро перезавязали и младенец, прокричав полночи, благополучно отправился домой.

Read more...Collapse )


Анна Каренина 21 века; фильмДжо Райта, 2012
asimsky

Посмотрели только что вышедший фильм «Анна Каренина». В целом понравился, хотя странным образом чем-то ассоциируется у меня с хором Турецкого, наверное потому что и то и другое –пост-модерн. Эстетика фильма изыскана: это театр в кино, даже не театр, а почти балет или опера, в котором герои почему-то говорят словами вместо того, чтобы петь или танцевать. В качестве театрального задника использован лубок, что должно вызывать у русских некоторое раздражение, так как мы не любим смеси Кижей с Петербургом, но для международной аудитории – это и есть образ России 19 века. В некоторых эпизодах чувствуется влияние фильма «Дети века» о не менее роковой любви Жорж Санд и Альфреда де Мюссе. Смесь оперы без пения с балетом без танца порой переходит в оперетту и придает всему зрелищу несколько иронично-отстраненный  характер, напоминающий то, как мы смотрим на  Шекспира («Отелло расверипело»). Я бы сказал, что Толстой интерпретирован по-шекспировски.

Read more...Collapse )


Жаверните мне Бленьи
asimsky
В июне приезжала в гости российская часть семейства. Из Бельгийских  достопримечательностей ездили смотреть угольную шахту в Бленьи превращенную в музей. Весьма впечатляет: клети, штольни,вагонетки, забой под углом в 45 град., технология очистки и пр. Вся эти индустрия железного века, с которой мы почти не сталкиваемся. В Бельгии еще смотрели музей в Бокрейке. Что-то вроде музея деревянного зодчества, но с более богатым спектром. Представлены бельгийские «избы» из четырех регионов, с внутренним убранством. В каждой сидят адекватно эпохе одетые крестьянки и дают пояснения к своему образу  жизни. Так что довольно живо и интерсно. Поразил маленький размер самих деревень и деревенских церквей – в них вмещалось не больше 20-30 душ, т.е 5-7 семей, что и было населением обычной деревушки. Так в этой деревушке была церковь со священником. Довольно логично при этом, что для церкви платили десятину, а также что священники были безбрачны – содержать всё семейство священника они бы просто не смогли, а одного – пожалуй можно. Для меня это новая мысль – мне раньше и в голову не приходило, что причины безбрачия священников отчасти экономические. Логично также, что в наше время это больше не работает.Read more...Collapse )

Светлый праздник Дня Космонавтики
asimsky

Был в  Москве на ГЛОНАСС-форуме (17-18 апреля). Форум проходил на триумфальной ноте.  ГЛОНАСС реально и удивительно быстро получил полное признание в мире. Так что форум  наводил на мысль о съезде победителей.  Собрание привествовал быстроглазый сын гор, зам. премьера В.Ю. Сурков.  Космический начальник послепенсионного возраста поздравил собравшихся со светлым праздником Дня Космонавтики. Публика одобрительно захихикала, особенно старшее поколение.  Почувствовалась связь времен. Но старшие уже не доминировали здесь, как в 90е. Новое поколение заполняло зал. Здоровые молодые инженеры без вредных привычек, в хороших костюмах, вооруженные смарт-фонами и ай-падами излучали профессиональное счастье, денежный успех и общую целостность бытия. Никаких рефлексий присущих нам, семидесятникам, не ощущалось. Среди публики практически не было бородатых. То же самое и в метро – меня поразило, что в Брюсселе сейчас больше бородатых мужчин, чем в Москве . Может ли такое быть? Коллега объяснил, что раньше мы были в поиске, а теперь определились. Двадцатилетие торжества православия завершилось ли с победой ГЛОНАССа?  Порыв в Небесный Космос привел ли в черную пустоту реального космоса, лихорадочно заполняемую  мегагерцами и гигабайтами?

Искал, но не нашел «Догматическое богословие» Вл. Лосского. Полки «религия» в книжных магазинах заполнены всякой всячиной от популярных житий до полевого пособия по борьбе с жидомасонством. Рядом сопоставимый по объему раздел «эзотерика»; там вообще что-то невообразимое.

В великолепном как всегда метро любители чтения бесшумно перелистывали электронные книжки. Поколение Y, не поднимая глаз, ожесточенно жало на кнопки своих гаджетов. На улице светило весеннее солнце. Газоны темнели коричневым торфом. Дул ветерок и было одновременно и холодно и жарко. Рабочие узбеки медленно белили стволы обрезанных тополей. Стада черных иномарок с ревом рвались по широким проспектам со скоростью, близкой к первой космической. Казалось, они тоже хотят выйти на орбиту.

В храме Воскресения на Ваганьковском неизображаемый Бог-отец степенно оглаживал седую бороду. Почти рубенсовский воскресший Иисус  поднимал  правую руку в приветствии. Безбородые, но безупречно воцерковленные захожане быстрым уверенным движением прикладывались к иконам и без тени колебаний ставили свечи куда надо и как положено. Из-за иконостаса высыпалась группа служителей культа, безбородых и усатых, как петровские гвардейцы.  Бородатый священник мелькал за царскими вратами. Видимо, ему еще надо было получить какие-то важные указания от своего длиннобородого начальника. Выйдя из храма, все виделось в ином свете. Искусственные цветы и их суровые продавщицы, серый асфальт и почки на тополях – все казалось зачарованным и обретшим смысл.  Все было нужно и красиво.  Спутники ГЛОНАСС неутомимо носились на несусветной высоте, плотно опутывая планету невидимой, но всепроникающей координатной сетью. Казалось, каждая вещь теперь имеет не только ясное назначение, но и определенное с наносекундной точностью место и время в едином универсуме.


Огонь в Библии
asimsky
Я написал статью «Огонь в Библии» в которой при детально анализируется тема огня в Библии. Основные выводы:
  1. Статистика упоминаний огня в Библии показывает, что обычный физический огонь на страницах Библии встречается редко. Библейских авторов интересует огонь как «служитель Господа».
  2. Эта же статистика указывает на важность темы огня Божьего Суда. Именно эта тема является определяющей, основной для Библии. Небесный огонь «выжигает грех», но не опасен для праведников. Жертвенный огонь исполняет ту же функцию, так как уничтожает перенесенный на жертву грех.
  3. Диалектика огня и света позволяет интерпретировать возжигание огня Богом в разных случаях как действие Божественного Света, нетварной энергии Бога, на материю и грех. Адский огонь возникает как действие Божьего Света на грешную душу.
  4. Наше естественное отношение к огню похоже на то, как верующий должен относиться к Богу:  огонь одновременно притягивает и вызывает страх. Огонь фундаментально необходим, но и небезопасен. В силу этого сходства тема огня используется и в Библии и в проповеднической литературе с дидактической целью внушения верующим необходимого понимания того, как строить свои взаимоотношения с Господам, сочетая противоречивые элементы: любовь и страх, ожидание вечного блаженства и боязнь вечной кары.
  5. В иеротопии христианских храмов, богослужебный огонь участвует в создании всех основных образов-парадигм.  Выдвинута гипотеза о существовании особого образа-парадигмы Небесного огня, который ощущается верующими как переживание грядущей встречи с Богом и Божьего Суда.
Статья написана для сборника «Огонь и свет в сакральном пространстве», недавно вышедшем в издательстве МГУ. Сборник содержит много интересных работ и его издание является шагом в развитии новой науки иеротопии. Иеротопия – это наука о сакральных пространствах. Концепция и сам термин были предложены в 2001 православным искусствоведом А. М. Лидовым. Мы также недавно создали одноименный сайт, содержащий электронную библиотеку статей на иеротопические темы.
Иеротопия создана на стыке искусствоведения и религиоведения. В ней вводятся некоторые новые нетривиальные понятия, в частности «образ-парадигма». Образ-парадигма  - это пространственный образ связанный с сакральным пространством, но не представленный в нем иллюстративно (например образ Небесного Града в православном Храме). Разъяснение терминов можно найти на самом сайте.

The English version of the paper is titled "Fire of God in the Bible" and can be found on the site of our Church.

Особенности национального христианства
asimsky



Во время очередного приезда в Москву мне довелось посетить Центральную Баптистскую церковь и вынести оттуда много впечатлений, которые дали почву для интересных сопоставлений и обобщений. Если сравнивать три конфессии: американский баптизм, в котором я «варюсь» сейчас (см.IBC Brussels), русский баптизм и русское православие, то обнаружится на удивление много общего у двух русских конфессий, невзирая на всю остроту их взаимного неприятия.

Read more...Collapse )


Холодное лето 2011
asimsky


Июнь начался с визита Кристиана Менсинги, инвалида-атлета. Кристиан, страдающий с рождения рассеянным склерозом, использует свою кресло-каталку как транспортное средство. Он совершает многокилометровые поездки по Голландии-Бельгии, пользуясь велосипедными маршрутами и собирает средства в пользу вдов и сирот в Косово. За день он проезжает 30-50 км. Про него пишут в газетах, например здесь. Он гостил у нас 5 дней совпадающие с уикендом Пятидесятницы . Мы съездили с ним в Арденны – он с удивительной ловкостью и силой катался вверх и вниз по склонам, совершая на своем кресле что-то вроде слалома. Он любил настольные игры – по вечерам мы играли в стратего, шашки или бинго. В шашки у него получалось очень здорово.  Кристиан – евангелический христианин, в воскресенье мы сводили его в нашу церковь. Единственной проблемой было общение – у него проблемы с речью, и с нашим уровнем голландского понять его бормотание было не всегда легко. Вдохновившись его светлым образом, я решил написать про него википедическую статью-биографию. Статья, однако, вызвала среди заправил голландской Википедии невероятное раздражение – видимо тем, что он это делает по религиозным мотивам (а по каким еще мотивам стал бы кто-либо это делать?).  Вокруг статьи разгорелась дискуссия с явным перевесом её противников и в конце концов её стерли.

Следующим существенным пунктом программы была поездка в Италию в район Венеции с нашими друзьями М. и А. Описание поездки и впечатления можно найти здесь. После возвращения М. и А. арендовали машину и колесили по окрестностям не упуская ни одного часа для сбора информации и демонстрируя при этом впечатляющую подготовленность. М., в частности, привёл нас в технологический музей в Шпейере, Германия. Оказалось, что там стоит настоящий «Буран», а также много интересных самолетов.

Через несколько дней после отъезда М. и А. мы были удостоены визитом двух couch-surfer’ов из Подмосковья. Они продемонстрировали такую же неутомимость в сборе информации и впечатлений, однако передвигались только пешком и на поездах, как европейские студенты. Они поразили своей непритязательностью: весь их багаж умещался в двух маленьких рюкзаках. Они избрали странный маршрут через Литву, отчасти для того, чтобы не связываться с добыванием Шенгенской визы через Бельгию.

На другой день после их отъезда появилась Олина подруга Н. с сыном. Основная цель их путешествия – норвежские фьорды, где они сейчас и находятся. Перед этим мы ездили в Люксембург и Гент. В Люксембурге я до сих пор не был, так что было довольно интересно. На обратном пути проехали специальным маршрутом, который называется «La Petite Suisse» (Маленькая Швейцария). Дорога идет между скал и на холмах, при желании можно останавливаться и ходить по маршрутам. Вообще довольно живописно, я даже хотел написать очерк под названием «Над Люксембургским простором».

Основной творческий результат этого лета – статья «Огонь в Библии», которую можно найти здесь.


Крещение на Пасху
asimsky

Ходил на православную пасхальную службу. Вслушивался в формулировки богослужения и продумывал их своим протестантским сознанием. Удивляет их богословская точность и тысячелетняя отточенность. Православные поют то, что баптисты проповедуют. Что лучше: пасхальная опера или пасхальная лекция? Можно ли петь Символ Веры? Крестное знамение обожгло. Наверное только так и можно его прочувствовать – отказавшись от него. Что останется от него, если возлагать на себя крест по сто раз в день? Нейтрально-благочестивый жест, стигматы исчезают. Сколько раз в жизни возлагаем мы на себя крест по-настоящему, как крест?

Read more...Collapse )


Русские и иудеи - близнецы братья, кто более матери истории ценен ?
asimsky

Идея о богоизбранности русского народа в чисто религиозном смысле засела в моей голове ещё с периода старообрядчества. Тогда я думал, что мы были избраны для построения и заселения града Китежа и начали уклоняться от своей миссии со времени воссоединения Украины, которая во граде Китеже жить не хотела, хотя и была по-своему православной. Уклоняться стали от общечеловеческой жадности, которая побудила нас растрачивать Божественную поддержку на построение империи, владеющей чужеродными племенами, вместо предначертанной свыше миссии. Империя была построена, но в целом все это кончилось (ещё не окончательно кончилось) ну не то чтобы очень уж плохо, но и не слишком хорошо. Все это несколько напоминает историю избранного народа в Библии, на каковую тему я даже написал глубокомысленную миниатюру в прозе.ру.

Недавно эта мысль приняла другой оборот: я решил посмотреть есть ли что-то общее между нами и иудеями евангельского периода. В смысле аналогичности исторических периодов что-то очень отдаленно общее тут имеется. На большее обобщение я пока не способен, но список общих качеств есть, вот он:

Read more...Collapse )


?

Log in

No account? Create an account